Первомай в новом виде возродился в конце XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня.
История Первомая уходит своими корнями во вторую половину девятнадцатого века, когда в Соединенных Штатах Америки развернулась широкомасштабная борьба рабочего класса за свои права. Разрастался, капитализм, и, вместе с ним, росло классовое самосознание рабочего класса, усиливалась его борьба за отстаивание своих интересов.
В 1880-х – наблюдался заметный рост забастовочного движения (1881 г. – 130 тыс., 1886 г. – 610 тыс. участников), 77% предприятий охваченных забастовками находились в крупнейших штатах страны.
Одной из первых, и крупнейших, оказалась забастовка рабочих железоделательной и сталелитейной промышленности Пенсильвании, Огайо, Индианы, Западной Виргинии, Иллинойса и Висконсина 1882-го года, в ней приняло участие 40 тыс. бастующих, которая продолжалась около четырех месяцев, правда добиться тогда изменений заработной платы не удалось (то есть – не достигла поставленной цели).
Позже две с половиной тысячи горняков Пенсильвании устроили забастовку – им была оказана материальная помощь и поддержка рабочими других специальностей, но, лишь незначительному числу забастовщиков удалось отстоять свои требования.
Тогда же потерпели поражение и забастовавшие грузчики железнодорожного узла Нью-Йорк и Джерси Сити. Забастовку удалось сорвать при помощи привлечения штрейкбрехеров.
Летом 1883-го года 20 тыс. работников телеграфной сети США объявили забастовку против систематического снижения заработной платы и за сокращение рабочего времени.
В начале 1886-го года на чикагском заводе сельскохозяйственных машин Маккормика был объявлен локаут 1400-т рабочих. Бастующие были разогнаны полицией, а Маккормик использовал к тому же еще и услуги штрейкбрехеров, участвовавших, в том числе, и в столкновениях с протестующими рабочими.
С этого времени Чикаго становиться центром пролетарской борьбы за восьмичасовой рабочий день. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Однако, наибольшим влиянием в городе пользовались рабочие-анархисты, чьими лидерами стали Альберт Парсонс и Август Шпис, бывшие ранее активными функционерами профсоюзов, которые пришли в либертарное движение разочаровавшись в легальной политической деятельности, поняв, что выборы, политическая борьба ничего на самом деле не дают рабочим. Они искали новые методы сопротивления капиталистической эксплуатации рабочего класса и государственному гнету.
Их основной целью стал теперь основополагающий анархистский принцип требования уничтожения государства и капитализма, то есть принуждения и эксплуатации рабочего класса. Бескомпромиссность и решительность в борьбе стала привлекать к анархистам все новых рабочих.
Анархисты участвовали в организации большинства забастовок на Среднем Западе США, помогая рабочим, не обращая внимания на их принадлежность к тем или иным политическим партиям и союзам.
Они издавали в Чикаго пять своих газет.
В 1882-м году Федерация тред-юнионов и рабочих союзов на втором съезде приняла резолюцию о требовании восьмичасового рабочего дня, предложенную чикагскими рабочими, с которой те и обратились к президенту, оставившему их призыв без внимания.
На съезде Федерации профсоюзов, проходившем в 1884-го году была принята резолюция, внесенная Г. Эдмонтсоном от имени Межнационального союза плотников, которая призывала установить явочным порядком с первого мая 1886-го года восьмичасовой рабочий день. Было решено добиваться осуществления поставленной цели посредством организации всеобщей забастовки. Организациям предлагалось провести голосование о проведении всеобщей забастовки в поддержку данного требования.
Как уже отмечалось выше, руководство крупнейшей по численности организации США – Ордена рыцарей труда выступили против протестующих рабочих. Согласившись с самим лозунгом требования восьмичасового рабочего дня, оно, одновременно с этим, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886-го года прямо запретило своим членам бастовать первого мая.
Кроме того, изначально анархистами Чикаго отрицалось требования восьмичасового рабочего дня, так как, по словам одного из лидеров протестного движения, рабочего-анархиста Альберта Парсонса: «Согласиться с тем, что капиталисты имеют право на восемь часов нашего труда, – факт, признающий справедливость наемного труда… Восемь часов могут оказаться подачкой, которую капиталисты бросят рабочим, чтобы удовлетворить их и заставить отказаться от борьбы за свержение наемного рабства»
Однако, поняв, истинную глубину данного вопроса, поняв, насколько выполнение данного требования волнует рабочие массы, и, не желая оставаться в стороне от массового и исторически прогрессивного движения, анархисты присоединились к нему.
Движение тут же было поставлено на путь «прямого действия», а наиболее активные и успешные выступления рабочих состоялись в 1886-м году именно в Чикаго.
Таким образом, руководство выступлениями оказалось в руках рабочих-анархистов, членов Международной рабочей ассоциации, которых в Чикаго насчитывалось до шести тысяч человек.
Одновременно с этим наблюдался рост и развитие тред-юнионов, местных организаций ОРТ. Движение развивалось повсеместно, например в Чикаго, Нью-Йорке, Милуоки, Цинциннати, Бостоне, Питтсбурге, Сент-Луисе. Руководили выступлениями обычно местные объединения рабочих организаций – центральные рабочие союзы (ЦРС). Ряд предприятий сокращали рабочий день под давлением забастовщиков. В начале мая в движении участвовали 340 тыс. человек (11562 предприятия), 190 тыс. бастовали, еще примерно ста тысячам рабочих удалось добиться выполнения своих требований до начала всеобщей забастовки.
В Чикаго бастовало 40 тыс. рабочих, а еще, по разным оценкам от 45 до 50 тыс. добились сокращения рабочего дня без забастовки.
Рабочие распевали в те дни «восьмичасовую песню»:
Мы хотим этот мир переделать,
Надоел рабский труд за гроши,
Мы устали корпеть и ни часу
Не иметь для себя, для души.
Мы хотим любоваться солнцем
И вдыхать ароматы цветов.
И мы знаем: сам бог повелел нам
Трудиться по восемь часов.
Так вставайте, рабочие братья!
Чтоб закон для всех был один:
По восемь часов на труд и на отдых,
И восемь, на что захотим!
Первого мая полностью остановились все железнодорожное движение через город, закрылись складские, станционные и ремонтные помещения, остановились промышленные предприятия: машиностроительные, железоделательные, деревообрабатывающие, мебельные, скотобойные и мясоконсервные, приостановились погрузочные работы.
В тот же день в газете «Мэйл» появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом – «главными организаторами беспорядков». Властям нужен был только повод для расправы над рабочими-активистами, которого ждать долго не пришлось…
Как было отмечено выше, в начале 1886-го года на чикагском заводе сельскохозяйственных машин Маккормика был объявлен локаут, а бастующие были разогнаны полицией, были привлечены штрейкбрехеры.
Эти события собственно и послужили поводом для последующих трагических событий, в память о которых отмечается день первого мая трудящимися всего мира.
События приняли драматичный оборот третьего-четвертого мая и вошли в историю, под названием «Бунт на Сенном Рынке».
В первый день уволенные с завода Маккормика устроили митинг, на котором выступил Август Шпис. Во время спровоцированного столкновения рабочих со штрейкбрехерами полиция открыла стрельбу по рабочим. Шесть человек было убито, многие ранены. Вечером того же дня в городе были распространены листовки призывавшие собраться на митинг протеста против полицейского террора, и, кроме того, призывавшие народ к восстанию.
На следующий день на площади Хеймаркет по призыву ЦРС собрались от двух до трех тысяч человек. Выступавшие Август Шпис, Альберт Парсонс и Сэмюэль Филден разоблачали политику предпринимателей, виновных, в частности, в локауте сорока-пятидесяти тысяч рабочих города.
Неожиданно прибыл наряд полиции, при том, что мэр города, только что покинувший площадь, заверил капитана полиции, что ее вмешательства не требуется (при этом сам же мэр и давал ранее разрешение на само проведение митинга, так что он был вполне официальным). Тем не менее, офицер полиции потребовал немедленно прекратить митинг.
Филден заявил, что «наш митинг мирный», полиция начала наступать. В этот момент кто-то бросил бомбу в полицейских, один из которых был убит, от пятидесяти до семидесяти ранено. В ответ полиция открыла стрельбу по демонстрантам, стала избивать и расстреливать без разбора мужчин, женщин и детей.
До сего дня неизвестно, кто же изготовил и бросил бомбу: то ли это был подосланный провокатор, то ли кто-то из своих, не в меру решительный.
Так или иначе, но в результате открытой «стражами порядка» стрельбы было ранено несколько десятков (по одним данным сто шестьдесят, по другим – двести и более) человек и убито одиннадцать.
Этот инцидент послужил поводом для инспирирования антирабочей кампании, по всей стране начались массовые аресты и обыски: полиция громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала «подозрительных». Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено.
Альберт Парсонс, Август Шпис, Юджин Шваб, Оскар Небе, Адольф Фишер, Георг Энгель, Сэмюэль Филден и Луис Линг – анархисты, лидеры рабочего движения в Чикаго (стоит заметить, что пятеро из них были иммигрантами из Германии, и только один – гражданином США) – были привлечены к суду. Им было предъявлено обвинение в убийстве полицейского во время демонстрации (точнее говоря, они обвинялись в том, что убийца действовал под впечатлением от их речей, а присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав).
Парсонсу удалось скрыться от полиции, однако к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей.
Суд длился около месяца. Никаких доказательств их виновности на суде представлено не было, однако судом присяжных все они были признаны виновными в совершении преступления. Оскар Небе получил пятнадцать лет тюремного заключения, все остальные – приговорены к смертной казне (Сэмюэлю Филдену и Юджину Швабу позднее замененная пожизненным заключением).
Вот отрывок из речи Августа Шписа перед вынесением приговора: «Я выступаю здесь как представитель одного класса перед представителями другого. Если вы считаете , что повесив нас, вы уничтожите рабочее движение… движение, в котором ищут спасение миллионы людей, которые трудятся, не получая в награду ничего, кроме горя и нищеты, если вы так считаете, тогда зовите вашего палача. Повесив нас, вы погасите искру, но здесь и там, повсюду вокруг вас разгорается пламя. Пока это скрытый огонь, но вам его не погасить!»
В то же врем, прокурор, требуя вынесения именно смертного приговора, заявил: «Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду: Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других».
Одиннадцатого ноября 1887 года Шпис, Парсонс, Фишер и Энгель с пением «Марсельезы» вошли на эшафот и были повешены. Линг, так же приговоренный к казне покончил с собой в тюрьме, взорвав во рту тайно переданное ему миниатюрное взрывное устройство, замаскированное под сигару. Трое ставшихся в живых были помилованы в 1893-м году губернатором штата Иллинойс, по причине того, что вся «чикагская восьмерка» была невиновна в инкриминируемом им преступлении. При этом в прессе появились сообщения о вероятном исполнителе взрыва четвертого мая – полицейском агенте Шнаубельте (был ли именно он исполнителем взрыва, или это только домыслы , как уже отмечалось, так до сих пор и не выяснено). В том же году погибшим в борьбе за свои права рабочим был воздвигнут на их могиле монумент, названный «Мученики Сенной Площади».
Жестокий и несправедливый приговор вызвал волну протестов, как в США, так и во всем мире. Особенно активны были рабочие Англии, Голландии, России, Италии, Франции и Испании. Любопытно, что в Германии (именно немцами были большинство осужденных) акции протеста были запрещены властями.
После событий в Чикаго Социалистическая Партия США начала отмечать первое мая как праздник борьбы рабочих за свои права. Однако эта идея не была поддержана многими американскими профсоюзами. В частности, мощный профсоюз «Рыцари Труда», в руководство которого входили и несколько марксистов, в 1886 году официально запретил своим членам принимать участие в первомайских акциях, опасаясь негативной реакции со стороны работодателей и властей. В США первое мая стало не днем солидарности трудящихся, а, прежде всего, днем борьбы за восьмичасовой рабочий день.
В декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить первое мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих.
После решения, принятого на первом конгрессе Второго Интернационала (проходившем в июле 1889 в Париже), первое мая 1890-го года впервые отмечался рабочими в международном масштабе. Демонстрации прошли в США и большинстве стран Европы, а также в Чили и Перу. В 1891-м году этот праздник впервые отметили в России, Бразилии и Ирландии, в 1920-м году – в Китае, в 1927-м году – в Индии.
Что касается непосредственных последствий событий первых майских дней 1886-го года для рабочих Соединенных Штатов, то следует сказать, что в ходе движения за сокращение рабочего времени, более 200 тыс. добились сокращения продолжительности рабочего дня с 10-12 до 8 часов, с 14-16 – до 12, с 12 – до 9 часов.
Так чего же хотели погибшие в результате тех трагических дней рабочие-анархисты?
Формально они требовали восьмичасовой рабочий день, однако прекрасно при этом понимали, что такое ограничение не может быть основной целью движения. Они хотели большего: «Форма организации общества, являющаяся узаконенным грабежом и убийством, погибнет и уступит место свободному обществу, добровольному объединению всемирного братства» – говорил Август Шпис.
В США и большинстве стран мира в день первого мая проводятся акции, людьми коммунистической, анархической и левой ориентации, направленные против существующих капиталистических и государственнических порядков.
При этом нелишним будет отметить, что в 1947-м году, с началом Холодной войны, организация Ветераны Иностранных Войн переименовала праздник Первого Мая в «День Верности» (что было поддержано позже Конгрессом Соединенных Штатов), который должен был символизировать верность американцев своей стране (коммунисты и люди любых политических взглядов «левой» направленности часто считались тайными агентами СССР и людьми с «двойной лояльностью»). В День Верности проводились демонстрации и парады, однако на волне Вьетнамской войны популярность этого праздника сошла на «нет», и он, практически, забыт.
Сегодня в США (а также в Канаде и некоторых странах Западной Европы) подавляющее большинство населения знает этот день как день прихода весны.
В России и странах Восточной Европы дела обстоят не лучшим образом. Для большинства населения – это не более, чем еще один выходной день, и в этом сыграла не последнюю роль советская (времен СССР) идиотизация дня Первого Мая, как праздника Весны и Труда, дня пролетарской солидарности (тем более, что АФТ иначе, как «предателями дела рабочих» у нас никогда не именовали, а официальная совпропаганда любила поминать именно Парижский конгресс Второго Интернационала, собственно и решивший праздновать первое мая уже как день международной солидарности трудящихся. Но и здесь была недомолвка. Тот факт, что Конгресс предложил отмечать Первомай демонстрациями с социальными требованиями – не очень афишировали. Чаще говорили об абстрактной «международной солидарности»), отмечавшего добровольно-принудительными походами на праздничные демонстрации.
Однако же, несмотря на все это, и сейчас каждый год анархисты и сторонники «левой» (про социалистической) идеологии во всем мире выходят в этот день на улицы и пытаются в очередной раз изменить этот несправедливый мир.
В царской России 1 мая впервые был отмечен в 1890 году и носил название «День международной солидарности трудящихся». На следующий год в Петербурге состоялась первая маёвка – нелегальное собрание рабочих, устраиваемое обычно за городом в день 1 Мая. А с 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями.
На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!». После Октябрьского переворота 1917 года праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады (первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году на Ходынском поле). На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили «маёвки» — массовые празднования на природе.
В эпоху «развитого социализма» в СССР организованные колонны трудящихся шествовали по центральным улицам городов и поселков под бравурную музыку, из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС, представители власти, передовики производства, ветераны, почетные граждане. Велась трансляция по местным теле- и радиоканалам. Главная демонстрация страны проходила на Красной площади Москвы и транслировалась центральными телеканалами, со вставками кадров демонстраций в других крупных городах страны. Участие в первомайских демонстрациях для трудящихся было обязательным и контролировалось руководством предприятий (что мы опять наблюдает и сейчас, когда т.н. партия власти снова начинает составлять и контролировать списки демонстрантов).
«Массовым праздником» 1 мая стал в СССР. И это действительно был праздник для трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. Майские гуляния проходили по всей стране. В этот день люди дружно шли на демонстрацию с транспарантами и цветами. Обязательным атрибутом Первомая был праздничный стол.
Долгое время Первомай отмечался как День международной солидарности трудящихся всех стран. Со временем праздник утратил свой политический характер. 1 мая 1990 года руководство СССР и КПСС поднялось на трибуну, чтобы в последний раз принять участие в официальной первомайской демонстрации. С 1992 года всенародно любимый праздник переименовали в Праздник весны и труда.
Источники:
-Статья: Бессмертного К. С. «История Дня Гнева (Первомая)» zhurnal.lib.ru- Статья Л. Черного и А. Тюрин-Дубовика «История Первомая» g-l-a.hut1.ru
- «Истории США» в 4-х томах, том 2-й (1877-1918), М., 1985
- Статья «ИСТОРИЯ ПЕРВОМАЯ» с сайта Сибирской Конфедерации Труда (СКТ). syndikalist.ru
- Статья Дмитрия Полюховича «Первомай – мы не быдло и не казлы?» с сайта Автономного Действия (АД). avtonom.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий